Рольф Бранд «Учитель и ученик»

ph209

Если хочешь найти хорошего учителя, сторонись равнодушного!

Все занимающиеся айкидо независимо от их способностей движутся к совершенству одним и тем же путем (до). И все же, в зависимости от задатков, длительности и интенсивности своего обучения, они находятся на разных отрезках этого пути. Таким образом, возникает естественная иерархия, в которой место каждого определяется его опытом и силой личности.

Многие в западных странах склонны полагаться в жизни только на свои собственные силы и непогрешимость своего разума. Но они грешат тем, что порой любят подискутировать и покритиковать других, а сами зачастую находятся в плену потребительского мышления. Требование беспрекословно подчиняться советам наставника требует большой выдержки и терпеливого ожидания и направлено на то, чтобы со временем интуитивно приобщаться к его опыту, что часто приводит их в замешательство. Они чувствуют себя чем-то обделенными, ощущая, что здесь не действуют их обычные жизненные установки. Связь с учителем воспринимается ими как временное бремя или по меньшей мере как ограничение личной свободы. Поэтому многие из них, занимаясь айкидо, чураются духовной связи со своим учителем.

И если даже после провала попытки (у большей их части неосознанной) установить такой духовный контакт с наставником многие начинающие айкидисты продолжают сохранять интерес к занятиям, то совершают часто и другую ошибку. Они берут от каждого доступного им учителя то, что считают полезным, и чувствуют себя при этом никому ничем не обязанными. Так примитивно порой выглядят занятия в большинстве западных школ айкидо.

Однако тесная связь ученика с учителем все же необходима исходя из следующих моральных и практических соображений:

  • - по-настоящему гармоничная взаимосвязь учителя с учеником базируется с одной стороны — на готовности к самоотверженным действиям, а с другой — на полном доверии к авторитетному мнению наставника;
  • - настоящий учитель — это, прежде всего, тонко ощущающий душу ученика друг, который умело направляет свободное развитие индивидуальности своего подопечного. Он служит ему примером, способствует внешнему и внутреннему равновесию во взаимоотношениях с учеником, стимулирует его успехи в техническом и духовном плане, оказывает ему во всех делах эффективную помощь. Общение между ними строится на принципе “от сердца к сердцу”, при этом стираются как социальные, так и национальные барьеры;
  • - добровольно принятая и сознательно выполняемая задача воспитать достойного ученика способствует моральному и профессиональному совершенствованию учителя. Это вынуждает его постоянно анализировать и освежать уже накрепко вошедшие в его подсознание технические навыки, прежде чем они будут в усовершенствованном виде доведены до автоматизма и преподаны подопечному. Однако это предполагает, что учитель сам регулярно тренируется, и по возможности под чьим-либо руководством;
  • - благодаря усилиям учителя ученик проникается доверием, признательностью и прилежанием. Он чувствует себя обязанным сберечь все полученное от наставника и передать это своим собственным ученикам, когда для этого придет время. Таким образом, айкидо остается, проходя через жизнь отдельных людей, действенной и постоянно обновляющейся силой;
  • - с ростом мастерства подопечного взаимосвязь ученика с учителем может изменять свой характер, однако никогда не должна прерываться. Учитель нередко и после своей смерти продолжает жить в сердцах своих учеников, таким образом он продолжает жить и творить;
  • - кто видит в своем учителе только временного преподавателя азов айкидо и отрицает его как личность или ведет против него скрытую борьбу, тот нарушает важный принцип мироздания: единство любви, духа и тела. Он никогда не сможет достичь настоящего мастерства и, следовательно, стать хорошим наставником.

Многие даже имеющие высокие степени айкидисты должны были закончить свой полный надежд путь к совершенству только потому, что нарушали вышеизложенные постулаты или не смогли быть одновременно и благодарными учениками и самоотверженными наставниками.

Настоящее мастерство выражается, как правило, в добросовестном выполнении долга и в усиленном самоконтроле. Настоящий айкидист никогда не отказывается выслушать мнение более авторитетного товарища. Кто изображает из себя непререкаемого ментора, становится самовлюбленным зазанайкой и теряет духовную и профессиональную суть. Именно поэтому излишняя самоуверенность является не критерием личной свободы, а началом конца.

Другие новости

Новости айкидо

В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко возросло. Только в Хомбу Додзё занимается более 500 учеников-школьников от учащихся начальных классов до старшеклассников. Это характерно и для других школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких учеников. Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям айкидо с молодежью в центре Японского боевого искусства, а также зимние сборы, которые в качестве спонсора проводит Всемирный центр «Хомбу додзё» в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встречи собирают большое количество участников, энтузиазм которых просто поразителен. Вопрос об открытии детского класса в «Хомбу додзё» впервые встал почти двадцать лет назад.

Подписывайтесь на нас:

Новости айкидо

В последние годы число молодых учеников, занимающихся айкидо, резко возросло. Только в Хомбу Додзё занимается более 500 учеников-школьников от учащихся начальных классов до старшеклассников. Это характерно и для других школ айкидо Японии, в некоторых из которых зарегистрировано более ста таких учеников. Ежегодно проводятся летняя конференция по занятиям айкидо с молодежью в центре Японского боевого искусства, а также зимние сборы, которые в качестве спонсора проводит Всемирный центр «Хомбу додзё» в городах Сугадиара (перфектура Нагано) и Изу (префектура Шизуока). Эти встречи собирают большое количество участников, энтузиазм которых просто поразителен. Вопрос об открытии детского класса в «Хомбу додзё» впервые встал почти двадцать лет назад.

Новости айкидо
  • "О сколько нам открытий чудных
  • Готовит просвещенья дух.
  • И Опыт - сын ошибок трудных,
  • И Гений - парадоксов друг,
  • И Случай - Бог-изобретатель -
  • Всему причина и Создатель"
  • А.С.Пушкин

Поделиться: